Евгений (настоящая фамилия Погожев Евгений Николаевич) (21.04.1870, Москва - 13.02.1931, Ленинград), духовный писатель, публицист. Его отцом был врач-ординатор терапевтического отд-ния факультетской клиники Московского ун-та Н. А. Погожев, происходивший из духовного звания и дослужился до чина титулярного советника, получив личное дворянство. Восприемником П. при крещении был генерал от инфантерии Д. С. Левшин, бывш. попечитель Московского учебного округа, директор Московского публичного и Румянцевского музеев. Брат П.- А. Н. Погожев - был женат на А. В. Симанской, сестре буд. патриарха Московского и всея Руси Алексия I, с которым П. поддерживал отношения, публично приветствовал его возведение во епископа в 1913 г. П. в 1904 г. женился на Н. Я. Грот, дочери филолога Я. К. Грота, но этот брак продлился всего полгода.
В 1888 г. П. окончил с золотой медалью 1-ю московскую гимназию, в 1892 г.- юридический фак-т Московского ун-та, получил диплом 2-й степени. В 1893 г. определен на службу по судебному ведомству в канцелярию 2-го департамента Сената и переехал в С.-Петербург. С 1898 г. служил в Комитете по делам печати, с 1903 г.- в Канцелярии правления Императорской АН, получил чин статского советника. В 1904 г., во время русско-япон. войны, призван на военную службу как прапорщик запаса, в боевых действиях не участвовал, служил в Свеаборге (ныне в городской черте Хельсинки, Финляндия). С 1913 г. состоял чиновником по особым поручениям в Главном управлении землеустройства и земледелия, был возведен в потомственное дворянство «по повелению верховной власти» (1 авг. 1913). Во время первой мировой войны был членом Чрезвычайной следственной комиссии для расследования нарушений законов и обычаев войны герм. и австро-венг. войсками.
По воспоминаниям П., в его родной семье следили за религ. развитием детей и он приобрел в детстве «теплую любовь к русской церковности». Летом 1888 г. впервые отправился в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь, но не с духовными целями, а «на пикник». Был предубежден против старца прп. Амвросия (Гренкова), но встреча с ним произвела на П. большое впечатление. По словам старца прп. Варсонофия (Плиханкова), после этой поездки П. думал о поступлении в мон-рь, но старец Амвросий благословил его остаться в миру и писать «в защиту веры, Церкви и народности». Позднее старец Варсонофий уговаривал его стать монахом, предсказывая ему старчество («Вы теперь внешний художник, а тогда сделаетесь внутренним»), но П. отказался (Варсонофий Оптинский, прп. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Восп. Письма. «Венок на могилу батюшки». [Козельск], 2005. С. 164-167).
П. в дальнейшем неоднократно бывал в Оптиной пуст., ездил по другим св. местам, собирал материалы о местных подвижниках. Уже через год после получения благословения старца Амвросия выпустил первые публикации: очерк «На богомолье» о паломничестве в Троице-Сергиеву лавру и брошюру «Пред годовщиной 17 октября в Москве» по поводу спасения семьи имп. Александра III Александровича при крушении поезда в 1888 г. После этого публиковался под псевдонимами Е. Поселянин, а также Е. П-н, Е. Пос-н. В 1892 г. вышла его «Повесть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля» - краткий пересказ истории России с особым вниманием к чудесам Божиим вплоть до обороны Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря от англичан во время Крымской войны (в 1854) и спасения Александра III и его семьи при крушении поезда. Книга приобрела известность, хотя и вызвала обвинения в духовной и исторической фальши.
П. стал одним из самых популярных авторов-агиографов нач. XX в., его тексты по своим художественным достоинствам, эмоциональному лирическому стилю выделялись среди произведений лит-ры этого жанра. Писатель признавал, что «правдивые сказания о подвигах былых людей христианства» отделены пропастью от современной «беззаконной жизни», но пробуждают в душе ее лучшее содержание, высшие интересы, ростки к-рых не погибают в человеке, пока он дышит. За основу своих сочинений он брал Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского. Рассматривал жизнь святых, по собственным словам, «преимущественно не со стороны историко-общественного значения, а со стороны их нравственной крепости». В 1908 г. под ред. П. вышло «Полное собрание житий святых православной Греко-Российской Церкви» по месяцам. Отдельные сборники П. посвящал разным группам святых, в т. ч. св. отрокам, а также детству и отрочеству нек-рых святых. Ряд рассказов по мотивам Житий был адресован юношеству.
Писатель стремился доказать, что и в Новое время, в эпоху культурного перелома в Русской Церкви не иссякла святость, пусть официально еще не признанная. Составил (основываясь в т. ч. на устных рассказах) сборники: «Русская церковь и русские подвижники 18-го века» (СПб., 1905), «Русские подвижники 19-го века» (СПб., 1900), «Русские праведники последних веков» (Пг., 1917) и др. Особое внимание уделял св. старцам - Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому; им посвящены многие его книги и статьи, и их он называл «одними из величайших зодчих русского народа». Работы, посвященные прп. Амвросию (напр., «Детская вера и оптинский старец Амвросий»), основаны на воспоминаниях автора. Среди последних по времени подвижников П. описал жизнь свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, схим. Филиппа (Хорева), блж. Домны Томской, схим. Пантелеимона (Прохорова), блж. Пелагии Дивеевской, старицы Параскевы Ковригиной, свт. Феофана (Говорова), игум. Досифеи (Салтыковой), прав. прот. Иоанна Кронштадтского и др. В 1909 г. П. опубликовал наиболее полный по охвату материала сборник сведений о чтимых в разных странах чудотворных иконах Божией Матери (Поселянин Е. Богоматерь). Он предваряется подробным рассказом о Ее земной жизни, а данные о чудотворных иконах, отдельных чудесах и явлениях Пресв. Богородицы расположены по церковному календарю и снабжены иллюстрациями. Сборник востребован до сих пор, тем более что многие упомянутые в нем иконы после революции в России были утрачены.
П. является автором ряда катехизаторских текстов-размышлений о духовной жизни мирянина в совр. мире: «Идеалы христианской жизни», «От сердца к сердцу: Из тайн душевной жизни мирянина», «На молитве в тишине и в буре: (Из области жизни и веры)» и др. Использовал в них материалы из Житий святых, воспоминания о знакомых, собственные впечатления, сюжеты из художественной литературы, а также богословские произведения. Кн. «О страдании» является переложением с небольшой переработкой популярного труда католич. еп. Л. В. Э. Буго «De la douleur» (P., 1884). П. отличают теплое религ. чувство, нравственно-психологический подход к религ. вопросам, он тесно связывает духовную и душевную жизнь человека. Он писал, что «русская душа... носит на себе, предпочтительно пред людьми других народов, печать какой-то особенной помазанности, какого-то избрания, какой-то ярко выраженной небесности». Но отношение к религии у большей части интеллигенции считал прямо враждебным, это отрывало ее от национального начала: «…люди чисто русского склада должны аукаться между собою, как в дремучем лесу» (Рус. няня. 1899. С. 7). Много путешествуя по Европе, П. с грустью отмечал, что она перестала быть христианской.
Произведения П. выдержаны в монархическом духе. Он особенно почитал имп. Александра III, к-рому посвятил ряд текстов, сопоставлял его со святыми из правящей династии. В 1912 г. московское дворянство по случаю 1-го посещения Москвы цесаревичем мч. Алексием Николаевичем преподнесло ему богато иллюстрированную кн. «Московский патерик» с краткими рассказами П. о московских святых и о Владимирской иконе Божией Матери (иллюстратор С. И. Вашков). П. часто обращался к описанию военных событий, горячо откликнулся на первую мировую войну. На основании расследований Чрезвычайной следственной комиссии подготовил цикл рассказов в народной манере «Из жизни наших героев-воинов». По словам П., рус. воины «сражались за святыню семейного очага, за разрушаемые храмы и святилища и поэтому в гибели своей заслужили святой венец мученичества, как отдавшие жизнь за Божию правду» (Краса рус. армии братья Панаевы. 1917. С. 3). П. также испытал влияние христ. социализма.
Печатался во мн. светских и церковных периодических изданиях: «Московские ведомости», «Новое время», «Церковные ведомости», «Душеполезное чтение», «Странник», «Миссионерское обозрение», «Русский паломник», «Светильник», «Колокол», «Троицкие листки» и др. Публицистические работы П. посвящены обсуждению различных церковных и общественных проблем, последние раскрывал в религ. ключе.
П. много писал о монашестве, называя его «отдушиной, через которую смотрится в небо жаждущее этого неба человечество» (Письма о монашестве. 1911. С. 188). Он был одним из умеренных оппонентов апологета ученого монашества митр. Антония (Храповицкого), полагавшим, что молодому человеку нужно провести неск. лет в строгом мон-ре и усвоить принципы аскетизма, прежде чем вступать на карьерный путь. В публичном споре о сочетании в монашестве созерцательного направления, интересы которого отстаивал еп. Никон (Рождественский), и благотворительной деятельности П. выступал против крайних мнений. Почитая созерцательное направление, он полагал, что в нынешних обителях есть перекос в сторону внутреннего делания и что нужно открывать мон-ри «деятельного типа» для людей, жаждущих труда.
В 1910 г. у П. возник еще один спор с еп. Никоном, связанный с посмертной участью гр. Л. Н. Толстого. П. писал: «Будем верить, что между душой старца, осыпанной столь великими милостями Божиими, и его Богом в последние часы догорающей жизни, неведомо ни для кого, произошла великая тайна, что Бог, сторожащий душу человека и до последнего мгновения борющийся за ее спасение, призвал к себе эту скорбную мятущуюся душу, что радостно она прильнула к ногам Христовым и в том обрела свой покой и спасение». Еп. Никон обвинил П. в том, что тот «начинает как бы подслуживаться к духу времени» и изобретать «какую-то новую теорию спасения вне Церкви» (Духовная трагедия Л. Толстого. М., 1995. С. 182-203). П. изучал жизнь и творчество и др. рус. писателей и поэтов: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, А. Н. Майкова. Особое внимание уделял развитию в них религ. и национального рус. начала. В нач. 1900-х гг. публиковал в «Московских ведомостях» статьи (часто под заголовком «Мысли и впечатления»), посвященные рус. литераторам, а также актуальным событиям в России и в мире, связанным с религией. Интересовался совр. живописью и театром.
Поддержку П. оказывал вел. кн. Константин Константинович. В 1889 г. в Оптиной пуст. П. познакомился с К. Н. Леонтьевым, который ввел его в круг своих молодых друзей. По воспоминаниям П., они чувствовали «греющее отношение» со стороны Леонтьева. Последний дал 19-летнему П. такую характеристику: «...очень живой, энергический и, кажется, способный; сильно увлечен религией, хотя и очень светский мальчик» (Фетисенко. 2012. С. 693). П. был близок с В. А. Грингмутом, Л. А. Тихомировым, мч. Михаилом Новосёловым и др. консервативными церковными и общественными деятелями. Еп. Арсений (Стадницкий; впосл. митрополит) был знаком с П. и говорил, что он «пишет чрезвычайно увлекательно, особенно о русских святых» (Арсений (Стадницкий), митр. Дневник: 1903-1905. Т. 3. М., 2015. С. 35). В 1909-1910 гг. П. посещал заседания С.-Петербургского религиозно-философского об-ва. В. В. Розанов охарактеризовал его следующими штрихами: «Бархатный жилет. Любовь к водке. Богословие. Но замечательная деятельность, любопытный человек». А. Белый отзывался о произведениях П. как о «гнуснейших сентиментальностях».
После прихода к власти большевиков в 1917 г. П. оставался в Петрограде, работал в страховом об-ве, затем в Отделе охраны и учета памятников старины. В 1922 г. уволен, стал давать частные уроки. Арестован в ночь с 11 на 12 апр. 1924 г. по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации. 25 июля того же года постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ выслан на 2 года в Иркутскую губ. (Ангарский край). В ссылке поддерживал связи с духовенством. В июле 1926 г. вернулся в Ленинград, был прихожанином Преображенского (бывш. всей гвардии) собора. Арестован в ночь с 25 на 26 дек. 1930 г. Проходил по коллективному «делу Преображенского собора» вместе с др. членами кружка Н. М. Рункевич (всего 13 обвиняемых), у которой на квартире после закрытия собора собиралась группа прихожан, а настоятель закрытого храма прот. М. В. Тихомиров совершал богослужения. Согласно материалам следственного дела, на допросе П. заявил о своем неприязненном отношении к советской власти, обусловленном религиозным и монархическим мировоззрением. 10 февр. 1931 г. Особой тройкой Полномочного представительства ОГПУ в Ленинградском военном округе приговорен к смертной казни, 13 февр. расстрелян.
1 нояб. 1981 г. включен Архиерейским Собором РПЦЗ как мученик Евгений Поселянин (Погожев) в Собор новомучеников и исповедников Российских (пам. 30 янв.).
Рассказы П. о святых и подвижниках после большого перерыва стали вновь постоянно публиковаться с 90-х гг. ХХ в. В 2008 г. вышло собрание сочинений в 11 томах.